Промышленный дизайн – проектная по своей сути деятельность, это творческий образ и оружие конкуренции, способ сократить издержки и расширить ассортимент. Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может и должна быть защищена патентами. Так же надо понимать, что промышленный дизайн это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия. Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики развитых стран, промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей и является неотъемлемой частью производства и продвижения продукции.
Образцы западного промышленного дизайна
Лидерами промышленного дизайна считаются Италия, Япония, Голландия, Франция. Большое внимание на государственном уровне уделяется системе подготовки кадров, так в Великобритании специалистов по промдизайну готовят 74 учебных заведения, во Франции более 55, а в Китае за последние несколько лет открыто более 400 дизайнерских школ!
До последнего времени в нашей стране дизайну уделялось недостаточно внимания, были другие более насущные проблемы промышленности. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». При этом количество учебных заведений не более 20. С точки зрения реальной проектной практики уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый продукт – главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов.
Основные проблемы промышленного дизайна в России сегодня:
- Начальный этап развития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международный экономический кризис;
- Оторванность системы гуманитарного высшего образования, к которой относится сегодня дизайн, от реальной производственной практики;
- Отсутствие высококвалифицированых специалистов;
- Неверная оценка роли промышленного дизайна в производстве, у руководства предприятий;
- Малая заинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве.
В сложившейся российской ситуации подготовка специалистов в области промышленного дизайна на базе технического университета способна дать наиболее быстрые и эффективные результаты. Может быть использована уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией. По этому пути развивает направление «дизайн» МГТУ им. Н.Э. Баумана и БГТУ им. В.Г. Шухова.
Так, на базе БГТУ им. В.Г. Шухова в 2001 году открыта специальность «Проектирование и дизайн изделий из тугоплавких и неметаллических и силикатных материалов». Выпускающая кафедра «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров» готовит специалистов в области промышленного дизайна, в основном, керамических изделий. Студенты в процессе обучения выполняют разработку дизайн проектов, с учетом возможности их внедрения в серийное производство. Таких как, коллекции керамических плиток для пола и стен, садово-парковая скульптура, малая пластика, санитарно технические изделия и керамическая посуда.
Рис. 1. Западный дизайн и работы студентов кафедры «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров»
Когда отечественным производителям товаров массового спроса удается добиться вполне конкурентных качеств продукта, они начинают задумываться об улучшении его эстетических качеств и технологичности производства для сокращения издержек. Временным решением может стать сотрудничество с иностранными дизайн студиями, но для более долгосрочных планов необходимо создание на предприятии и развитие собственных подразделений дизайна. Конкурентные преимущества перед западными и восточными дизайнерами уже сейчас очевидны, помимо более низкой стоимости услуг, есть такой фактор как национальная специфика.
Перспективы развития промышленного дизайна в России:
- Выделение в отдельное направление «Дизайн», в классифкации специальностей высшего профобразования из группы «Культура и искусство»;
- Повышение уровня профессионального образования;
- Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики;
- Просветительская работа с промышленными предприятиям.
В последнее время от разговоров о необходимости массового внедрения промышленного дизайна у нас стали переходить к делу – государство в 2006 году, разработало проект концепции развития отрасли. Было принято решение изменить представление промышленности о промдизайне. Концепция развития предусматривает государственное софинансирование требующих дизайнерского оформления инновационных разработок промышленных предприятий, а также частичное субсидирование самих дизайнерских компаний и образования в этой отрасли.
Помощью, по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких центров станет Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодыми специалистами в сфере промдизайна.
Активно развивается направление промдизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта. Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий. Промышленный дизайн начал развиваться и в России, но стать серьезной индустрией он сможет, если предприятия поверят в его возможности, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни.
Евгений Трунов,
аспирант кафедры технологии и дизайна керамики и огнеупоров
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова