Логотип TO NakedArt
Дилеммы развития промышленного дизайна

Промышленный дизайн – проектная по своей сути деятельность, это творческий образ и оружие конкуренции, способ сократить издержки и расширить ассортимент. Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может и должна быть защищена патентами. Так же надо понимать, что промышленный дизайн это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия. Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики развитых стран, промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей и является неотъемлемой частью производства и продвижения продукции.

Образцы западного промышленного дизайна

Лидерами промышленного дизайна считаются Италия, Япония, Голландия, Франция. Большое внимание на государственном уровне уделяется системе подготовки кадров, так в Великобритании специалистов по промдизайну готовят 74 учебных заведения, во Франции более 55, а в Китае за последние несколько лет открыто более 400 дизайнерских школ!

До последнего времени в нашей стране дизайну уделялось недостаточно внимания, были другие более насущные проблемы промышленности. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». При этом количество учебных заведений не более 20. С точки зрения реальной проектной практики уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый продукт – главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов.

Основные проблемы промышленного дизайна в России сегодня:

  • Начальный этап развития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международный экономический кризис;
  • Оторванность системы гуманитарного высшего образования, к которой относится сегодня дизайн, от реальной производственной практики;
  • Отсутствие высококвалифицированых специалистов;
  • Неверная оценка роли промышленного дизайна в производстве, у руководства предприятий;
  • Малая заинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве.

В сложившейся российской ситуации подготовка специалистов в области промышленного дизайна на базе технического университета способна дать наиболее быстрые и эффективные результаты. Может быть использована уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией. По этому пути развивает направление «дизайн» МГТУ им. Н.Э. Баумана и БГТУ им. В.Г. Шухова.

Так, на базе БГТУ им. В.Г. Шухова в 2001 году открыта специальность «Проектирование и дизайн изделий из тугоплавких и неметаллических и силикатных материалов». Выпускающая кафедра «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров» готовит специалистов в области промышленного дизайна, в основном, керамических изделий. Студенты в процессе обучения выполняют разработку дизайн проектов, с учетом возможности их внедрения в серийное производство. Таких как, коллекции керамических плиток для пола и стен, садово-парковая скульптура, малая пластика, санитарно технические изделия и керамическая посуда.

Сравнение западного промышленного дизайн и отечественного

Рис. 1. Западный дизайн и работы студентов кафедры «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров»

Когда отечественным производителям товаров массового спроса удается добиться вполне конкурентных качеств продукта, они начинают задумываться об улучшении его эстетических качеств и технологичности производства для сокращения издержек. Временным решением может стать сотрудничество с иностранными дизайн студиями, но для более долгосрочных планов необходимо создание на предприятии и развитие собственных подразделений дизайна. Конкурентные преимущества перед западными и восточными дизайнерами уже сейчас очевидны, помимо более низкой стоимости услуг, есть такой фактор как национальная специфика.

Перспективы развития промышленного дизайна в России:

  • Выделение в отдельное направление «Дизайн», в классифкации специальностей высшего профобразования из группы «Культура и искусство»;
  • Повышение уровня профессионального образования;
  • Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики;
  • Просветительская работа с промышленными предприятиям.

В последнее время от разговоров о необходимости массового внедрения промышленного дизайна у нас стали переходить к делу – государство в 2006 году, разработало проект концепции развития отрасли. Было принято решение изменить представление промышленности о промдизайне. Концепция развития предусматривает государственное софинансирование требующих дизайнерского оформления инновационных разработок промышленных предприятий, а также частичное субсидирование самих дизайнерских компаний и образования в этой отрасли.

Помощью, по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких центров станет Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодыми специалистами в сфере промдизайна.

Активно развивается направление промдизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта. Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий. Промышленный дизайн начал развиваться и в России, но стать серьезной индустрией он сможет, если предприятия поверят в его возможности, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни.

 

Евгений Трунов,
аспирант кафедры технологии и дизайна керамики и огнеупоров
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

Плакаты «счастливой судьбы» Венгерской советской республики
Плакаты «счастливой судьбы» Венгерской советской республики

Будапештская площадь парадов легко вмещает многорядье праздничных демонстраций. В её простор естественно вписывается скульптура – фигура бойца Венгерской советской республики 1919 года. Автор памятника – известный в нашей стране скульптор Иштван Киш. Боец легко узнаваем: скульптор словно бы просто перевёл в объёмное решение знаменитый плакат Роберта Береня...

Рижские зарисовки или обычные граффити советского периода
Рижские зарисовки или обычные граффити советского периода

Фасадные росписи Риги, открываясь человеку неожиданно – интригуют, удивляют, запоминаются. Они привлекают изяществом даже в примитивной технике исполнения – раскраске стен. Так, в одной из городских рекреаций остроумная и добрая стилизация под детский рисунок как бы приглашает к участию в игре, при этом каждая роспись становится доминантой района...

Светокинетические установки оформления наглядной агитации
Светокинетические установки оформления наглядной агитации

В дни праздников в оформлении городских площадей и улиц широко используются большие монументальные формы, порой, увлекаясь ими, художники забывают – об огромных возможностях цветовой и звуковой организации пространства с помощью относительно несложных, но весьма эффективных светотехнических и динамических средств, предлагаемых современной техникой…

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных