Логотип TO NakedArt
Свет и цвет интерьеров промышленных зданий

Установлено, что поверхность светильника даже в малозагазованной среде (механообрабатывающие цеха) за один месяц загрязняется настолько, что световая отдача падает на 25%. Чистое оконное стекло пропускает 90% светового потока, а сильно загрязнённое – всего 8%. При определении степени зависимости повышения производительности труда от освещения в заводских условиях в Англии были проведены опыты в различных отраслях промышленности. Оно убедительно показало, что улучшение освещения даёт положительные результаты. В свою очередь, на основе фундаментальных исследований немецких учёных в зависимости от назначения производственных помещений установлены нормы минимальных уровней их освещённости.

Освещение интерьеров промышленных помещений должно быть достаточно интенсивным и равномерным, без слепимости, тенеобразований и резких контрастов в пределах поля зрения. Между цветностью искусственного освещения и цветовым решением интерьера должно быть определённое соответствие, иначе нарушается правильность передачи цветов, ухудшается их психофизиологическое воздействие на работающих. Нормы освещённости на предприятиях разных стран различны, в некоторых случаях они резко отличаются друг от друга. На отечественных промышленных предприятиях введены новые нормы наименьшей освещённости рабочих поверхностей, что позволило заметно улучшить условия труда.

Цветовое решение интерьеров основано на учёте ряда функциональных и художественных задач и их взаимодействия. Атлас цветов, красочный альбом под названием «Культура машиностроительного предприятия», руководящий материал под названием «Окраска производственных и вспомогательных помещений, оборудования, коммуникаций, сооружений и инвентаря» служат основой для практического применения цветов на производстве.

Таким образом, гамму цветов делят на три основные группы:

  1.  Оптимальные цвета;
  2.  Субоптимальные (вспомогательные);
  3. Предохранительные (цвета техники безопасности).

В первой группе хроматические цвета являются слабонасыщенными с высоким коэффициентом отражения. Они предназначаются для окраски основных поверхностей объектов (потолков, стен, станков, кузовов), создавая основную цветовую характеристику помещений и оборудования. В зависимости от технологических, конструктивных и гигиенических требований применяют матовые, глянцевые, полуглянцевые поверхности и поверхности в виде других фактур.

Цвета второй группы предназначаются для окраски отдельных частей основных поверхностей, которые по каким-либо причинам необходимо выделить из общей поверхности либо акцентировать внимание на определённом цветовом тоне (сетки ограждения, обшивка пультов управления, различные обрамления).

Цвет третьей группы относится к сильно насыщенным с низким коэффициентом отражения. Цвета этой группы предназначаются для окраски отдельных предметов или частей оборудования, транспортных средств, сигналов опасности, трубопроводов, сосудов с различными веществами, пожароопасного и противопожарного оборудования, быстро вращающихся или возвратно-поступательных двигающихся предметов, мест хранения спецодежды, средств охраны труда, средств информации. Чтобы увеличить дальность видимости объектов, применяют дневные флюоресцирующие светящиеся краски.

Выбор цвета и освещения для промышленного здания, фото 1

Кроме вышеупомянутого атласа, разработан также «Колориметрический атлас». В нём, помимо основной характеристики цвета – цветной тон, насыщенность и коэффициент отражения – введены такие показатели, как насыщенность краски и количество цвета с индексами: М – малое, С – среднее и Б – большое. Количество цвета малое, среднее и большое определяется в зависимости от коэффициента отражения и насыщенности краски. «Колориметрическим атласом» очень удобно пользоваться при подборе цвета.

Большую плодотворную работу по цветовому решению производственного интерьера проводят отечественные архитекторы, в их научных трудах дан комплексный анализ значения цвета в окраске элементов промышленного интерьера. Предложено окрашиваемые элементы производственной среды делить на четыре группы: первая из них – строительные конструкции; вторая – детали и узлы рабочей зоны; третья – подъёмно-транспортное оборудование цеха; четвёртая – коммуникации.

Цвета строительных конструкций, занимающие в поле зрения человека небольшое количество цветов, должны хорошо гармонировать между собой и с цветом оборудования. Цвета рабочей зоны должны обеспечивать хорошую видимость, не утомляя органы зрения. Как правило, количество цветов рабочего места ограничивается тремя-четырьмя, так как чрезмерная многоцветность может привести к рассеиванию внимания. Из всех цветов оборудования один – главный, определяющий основной колорит. Лучшими оптимальными цветами, воздействующими на зрение человека в физиологическом отношении, принято считать зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые.

Французский специалист по цветоведению Морис Дерибере в книге «Цвет в деятельности человека» предлагает создавать оптимальную среду в промышленных интерьерах за счёт правильного применения цвета и света. Светлый желтовато-красный цвет для стен может применятся разной степени светлоты. Полы рекомендуется окрашивать светлыми красками, гармонирующими со стенами и потолками. Общие рекомендации по окраске цехов сводятся к необходимости создания условий оптимальной адаптации как в физиологическом, так и психологическом плане, путём поиска общей светлой и весёлой среды.

Выбор цвета и освещения для промышленного здания, фото 1

Известно, что в прошлом архитектурно-художественному решению промышленных зданий, как внешнему их виду, так и внутреннему (интерьеру) уделялось недостаточно внимания. Считалось, что промышленная архитектура по сравнению с жилищно-гражданской является второстепенной и что планировочное решение, габариты и их оборудование решают технологи, инженеры, строители, экономисты. Ошибочность таких взглядов в настоящее время очевидна. К проектированию и строительству промышленных зданий теперь привлекаются не только архитекторы, но и художники-дизайнеры. На заводах, фабриках, в производственных лабораториях человек проводит большую часть своей жизни, поэтому не безразлично, насколько в эстетическом отношении совершенна производственная среда, в которой он работает. К тому же промышленные объекты в системе застройки города – важные и заметные элементы пейзажа.

Универсального цветового решения промышленных интерьеров, которое удовлетворяло бы всем требованиям, к сожалению, не существует. Разработка такого решения – сложный творческий процесс. Однако всегда необходимо учитывать: размеры помещений, преобладающий род деятельности, микроклимат, запахи, шум, запылённость, эмоциональное состояние и нагрузку человека, цвет и освещение рабочего места, наличие опасных зон и др. Цветовые сочетания, оказывающие положительное психофизиологическое воздействие на человека, пока мало исследованы и требуют дальнейшего изучения.

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

Искусство настоящего плаката – не только для выставки
Искусство настоящего плаката – не только для выставки

Искусство художественного плаката призвано служить формированию взглядов людей, отражать их настроения. Для общества любая выставка плаката – место поиска новых тем, открытия незнакомых имён новых художников-плакатистов. Никогда до сих пор нельзя было увидеть в экспозиции одновременно столько самобытных, острых, смелых и даже рискованных работ...

Законы развитие техники: отношения человека и машины
Законы развитие техники: отношения человека и машины

Термин техника происходит от греческого techne, что означает техническое искусство, в историческом развитии содержание слова техника – менялось в соответствии с изменением способов производства, сменой экономических формаций и технологий. Например, в рабовладельческий период развития общества термин означал индивидуальное мастерство, приобретение специальности…

Характеристики цвета, смешение и правила цветовых контрастов
Характеристики цвета, смешение и правила цветовых контрастов

В природе нет ни одного бесцветного предмета, человек живет в разнообразном цветном мире! Одни цвета очень яркие и чистые, другие – бледные и настолько неопределённые, что им с трудом можно подобрать название. Человек видит только предметы, имеющие определённый цвет. Для восприятия цвета не требуются устные пояснения и знание какого-либо особенного языка…

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных