«Когда я пытаюсь решить проблему,
то никогда не думаю о красоте...
но когда я заканчиваю работу и вижу,
что решение некрасивое, я знаю, что оно неверно».
Р. Бакминстер Фуллер (R. Buckminster Fuller)
В чем конкретно заключается цель графического дизайна? Большинство скажет, что главная цель графического дизайна (поскольку он относится к интерактивному / интерфейсному дизайну) заключается в том, чтобы облегчить использование чего-либо. Может ли посещение сайта быть одновременно полезным и приятным? Несомненно. Должно ли оно быть и таким, и таким? Как думаете, какой сайт продаст больше продукции – тот, который полезен и приятен, или тот, который просто полезен?
В конечном итоге дизайнер несёт ответственность за то, чтобы пользователь получил от сайта определенное впечатление. Он переводит цели и задачи каждого проекта в переживание, которое пользователь может понять, предугадать и почувствовать. Создание условий для удобства использования – это часть оформительского процесса, но далеко не единственная его составляющая.
У графического дизайна есть очевидные преимущества с точки зрения маркетинга. Налейте одну и ту же колу в бутылку с надписью Coke и обычную бутылку, и большинство людей скажет, что напиток в первой бутылке вкуснее. Доказано, что графический дизайн может изменять восприятие реальности, даже когда реальность остается той же самой. Если бы такого рода изменения восприятия было единственным достижением графического дизайна в Интернете, он все равно бы заслуживал внимания с точки зрения роста объемов продаж. Но в сети Интернет, где восприятие и есть реальность, графический дизайн делает больше, чем просто создает узнаваемый дизайн.
В Интернете графический дизайн – это не просто дополнительное оформление какого-то физического продукта реального мира, потому что «продуктом» зачастую является сам сайт. Сайт поисковой системы сам по себе представляет продукт – некоторое программное обеспечение, инструмент для анализа данных. Сайт электронной коммерции является собственным товаром – некоторое программное обеспечение, инструмент побуждения к покупке и заключения коммерческих сделок. «Виртуальная» библиотека новостей, «виртуальный» магазин, «виртуальное» сообщество – все эти термины описывают сайты, которые сами по себе являются товаром. Когда сайт рассматривается с этой точки зрения, оценка роли графического дизайнера изменяется от незначительной до наиважнейшей.
Если воспользоваться более поэтичным языком, можно сказать: когда «реальность» продукта принадлежит скорее виртуальному, чем физическому миру, графические дизайнеры перестают быть «оформителями» продукта – они становятся его «создателями». Дизайнер, оформляющий упаковку для продуктов быстрого приготовления, не называется «создателем упаковки». А графический дизайнер, «создающий» сайт, называется «создателем сайта». Специалисты в области практичности правы в своем беспокойстве по поводу того беспорядка, который может обрушить на сайт потакающий своим желаниям графический дизайнер, потому что графический дизайн в прямом смысле является «сутью» сети Интернет. Именно поэтому при работе в Интернете более, чем при работе с другим средством выражения, графические дизайнеры должны знать способы эффективной коммуникации.
Если я продавец (в частности, продавец услуг), то в конечном итоге я предлагаю своему потребителю переживание. Если я продаю лодки, мой потребитель покупает не просто лодку; он покупает потенциально приятные эмоции, которые переживает владелец лодки. Если я управляющий рестораном, мои посетители покупают не просто пищу; они покупают всё впечатление от обеда. Подобным образом, когда посетитель заходит на мой сайт, он не просто ищет какую-то информацию; ему нужно переживание поиска и анализа информации. Возможно, он пришел сюда ещё и не только за этим.
Простое существование редко удовлетворяет нас, людей. Мы жаждем впечатления даже от самых рудиментарных действий. Например, всем нам нужно питаться, но при этом не обязательно есть лосося, вымоченного в белом винном соусе. Мы могли бы просто сварить свою пищу и съесть её – без специй, без соусов, без приправ. Мы могли бы так просуществовать. Но вместо этого мы придумали бесчисленное количество способов приготовления продуктов. У каждого народа есть собственные исключительные рецепты и кулинарные традиции. Почему?
Потому что (вопреки распространенному убеждению) люди – не просто разумные обезьяны. У нас есть душа. Мы целостно воспринимаем мир. Хорошие графические дизайнеры помнят о душевных качествах человеческой натуры и сознательно стремятся обогатить и усилить общее впечатление пользователя. В некотором смысле качественное оформление – это празднество человеческой жизни. Не довольствуясь просто тем, что «сойдет», дизайн берет необходимые действия жизни – поездки, покупки, обучение – и делает обязанности не только переносимыми, но радостными и приятными.
Великий дизайнер передает человеку, пользующемуся объектом его труда, следующее: «Друг, я был здесь до тебя, я думал о тебе и хорошо поработал над тем, чтобы сделать этот объект интуитивно понятным и удобным. Кроме того, я кое-что добавил, чтобы процесс использования объекта стал приятным. Радуйся жизни вместе со мной, когда ты пользуешься данным объектом, и передай эту мысль и творческий импульс другим всеми своими сегодняшними поступками».
Если все это кажется немного преувеличенным для «просто» создания сайта, представьте себе, какой может быть сеть Интернет. Сохранение удобства использования путем полного отказа от творческого оформления, возможно, и является самым безопасным способом существования, но это, несомненно, скучно. Мы довольствуемся удобной коммуникацией, когда мы могли бы достичь превосходной! Насколько лучше поставить творческий дизайн на службу практичности! Так или иначе, но пользователи получат свое переживание. Будет ли их переживание бледным и незапоминающимся или изысканным и поразительным?