Однако встречаются люди, которые не могут различать цвета. Таких людей делят на три группы. К первой группе относятся лица, хорошо различающие основные цвета спектра, однако им нужен повышенный цветораздражитель вследствие ослабленности цветового восприятия. Ко второй группе относятся лица с более значительным расстройством цветового зрения (чаще всего встречается так называемая красно-зелёная слепота). Для этих лиц спектр состоит из жёлто-голубых цветов. К третьей группе относятся лица с полной цветовой слепотой (ахроматизм). Для этих людей мир бесцветен, как чёрно-белая фотография.
В трудовом процессе необходимо различать некоторые понятия о способности органа зрения выполнять отдельные функции, а именно: чувствительность к различению светлоты, острота зрения, устойчивость ясного видения и скорость зрительного восприятия. Все эти функции в значительной степени зависят от силы и интенсивности освещения. Наиболее продуктивной работа зрения может быть при освещённости, поддерживаемой на уровне 150-200 лк, а при определённых видах работы – значительно выше.
Большое значение при восприятии цвета и света имеет явление, называемое адаптацией – приспособление зрительного аппарата к той или иной освещённости. Какая же светлота окружения наиболее благоприятна для зрения? По условиям адаптации она должна быть различной в зависимости от светлоты тех рабочих поверхностей, на которые нужно смотреть в процессе работы.
В процессе труда необходимо стремиться к разгрузке зрительного аппарата. Этого можно достичь, соблюдая равномерную светлоту поверхностей, окружающих человека. Известно, что при переводе взгляда со светлой поверхности на тёмную и наоборот из-за адаптации глаза расходуется время (5-10 с) и энергия работающего, вызывая переутомление и притупление внимания. Отсюда возникает новое требование к трудовой обстановке: необходимо, чтобы окраска оборудования, интерьера и других элементов имела мягкие переходы, без резких контрастов.
Для правильного выбора светлоты цвета в производственных условиях рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
- Если рабочая поверхность тёмная (0.07), то и окраска интерьера должна быть близка к ней;
- Если рабочая поверхность имеет среднюю светлоту (от 0.07 до 0.35), то окраска должна быть немного светлей рабочей поверхности;
- Если рабочая поверхность светлее, чем 0.35, то наилучшей является белая окраска.
Из перечисленных правил особенно большое значение имеет первое. Если при работе с тёмными предметами создать белое окружение, то чувствительность к различению светлоты уменьшается в несколько раз. В тех случаях, когда работа требует более тонкого различения цветового тона, светлоту окружения необходимо максимально приблизить к светлоте рабочей поверхности.
В трудовом процессе необходимо также учитывать функциональные свойства органа зрения, называемые аккомодацией (способность зрения приспосабливаться к расстоянию до обозреваемого предмета). При близкой наводке зрения продолжительность аккомодации меньше, чем при дальней, и составляет 0.5-5 с. Способность зрительного аппарата приспосабливаться обеспечивает остроту зрения, контрастную чувствительность, скорость узнавания, видения на далёком и близком расстояниях. Решающее значение в этом имеют освещение и способность глаза приспосабливаться к нему.
Одним из характерных свойств восприятия цвета, связанных с освещением, является изменение цвета при искусственном освещении, например:
- Красные, оранжевые и жёлтые цвета светлеют, холодные зелёные, голубые, синие, фиолетовые – темнеют, светлота тёмно-зелёных цветов не изменяется;
- Красные цвета становятся более насыщенным;
- Оранжевые цвета краснеют;
- Светло-жёлтые цвета трудно отличаются от белых;
- Голубые цвета зеленеют, а иногда бывают неотличимы от холодных зелёных;
- Синие цвета становятся менее насыщенными, а тёмно-синие – неотличимы от чёрных;
- Фиолетовые цвета краснеют, а иногда становятся неотличимы от пурпурных.
Перечисленные свойства цветов свидетельствуют о том, что при проектировании цветового оформления необходимо учитывать не только дневное, но и искусственное освещение.
Особое внимание в условиях производства следует обращать на цветовое утомление. Установлено, что чем насыщеннее цвет, тем глаз сильнее утомляется и скорее теряет чувствительность к нему, тем самым уменьшается насыщенность цвета, то есть он сереет, как бы покрываясь слоем серой дымки.
Из спектральных цветов наиболее сильно утомляет глаз фиолетово-синий, несколько менее – красный и наименее зелёный цвет. Для того чтобы снять цветовое утомление, лучше всего смотреть на дополнительный цвет. Например, если глаз потерял чувствительность к красному цвету после долгого смотрения на него, то при действии на глаз в течение некоторого времени зелёного цвета орган зрения снова приобретает чувствительность к красному. Это явление носит название отрицательного последовательного образа.
При восприятии цвета глаз человека ощущает различные его свойства и ассоциации. Так, существует понятие тяжёлые и лёгкие цвета. Установлено, что «тяжесть» цвета зависит от его светлоты. Чем темнее цвет, тем он «тяжелее» и, наоборот, светлый цвет воспринимается как «лёгкий». Это правило относится ко всем цветам – хроматическим и ахроматическим. Кроме того, «тяжесть» цвета зависит также от фактурности. Цвета с грубой фактурой при прочих равных условиях «тяжелее» гладких. Это свойство цвета учитывается при покраске интерьеров, крупных расчленённых изделий и в других случаях. Как правило, «тяжёлые» (тёмные) цвета располагаются внизу, а «лёгкие» – вверху.
Помимо «тяжести» цвета существуют и другие свойства – броскость, выступание и отступание цвета. Броскость – это способность цвета привлекать и удерживать внимание человека. Явления выступания и отступания зависит от цветового тона. Тёплые цвета (особенно красный) выступают вперёд, а холодные (особенно синий) отступают. Однако это правило применимо не для всех случаев. Некоторые люди видят холодные цвета приближающимися, а тёплые – удаляющимися...
Важным фактором в зрительном восприятии предметов является цвет фона, на котором просматривается предмет, изделие, вещь. Чем более отличается цвет объекта (предмета) от цвета фона, тем лучше заметен предмет и тем отчётливее видны его контур и форма. Большое значение при этом имеет различие яркости. Если необходимо, чтобы предмет был лучше виден на фоне стены или других плоскостей с больших расстояний, то следует добиваться наиболее резких контрастов в цветовом сочетании.