Логотип TO NakedArt
Зрительное восприятие при проектировании цветового оформления

Однако встречаются люди, которые не могут различать цвета. Таких людей делят на три группы. К первой группе относятся лица, хорошо различающие основные цвета спектра, однако им нужен повышенный цветораздражитель вследствие ослабленности цветового восприятия. Ко второй группе относятся лица с более значительным расстройством цветового зрения (чаще всего встречается так называемая красно-зелёная слепота). Для этих лиц спектр состоит из жёлто-голубых цветов. К третьей группе относятся лица с полной цветовой слепотой (ахроматизм). Для этих людей мир бесцветен, как чёрно-белая фотография.

В трудовом процессе необходимо различать некоторые понятия о способности органа зрения выполнять отдельные функции, а именно: чувствительность к различению светлоты, острота зрения, устойчивость ясного видения и скорость зрительного восприятия. Все эти функции в значительной степени зависят от силы и интенсивности освещения. Наиболее продуктивной работа зрения может быть при освещённости, поддерживаемой на уровне 150-200 лк, а при определённых видах работы – значительно выше.

Нарушенное восприятие цветового восприятия у определенных групп людей

Большое значение при восприятии цвета и света имеет явление, называемое адаптацией – приспособление зрительного аппарата к той или иной освещённости. Какая же светлота окружения наиболее благоприятна для зрения? По условиям адаптации она должна быть различной в зависимости от светлоты тех рабочих поверхностей, на которые нужно смотреть в процессе работы.

В процессе труда необходимо стремиться к разгрузке зрительного аппарата. Этого можно достичь, соблюдая равномерную светлоту поверхностей, окружающих человека. Известно, что при переводе взгляда со светлой поверхности на тёмную и наоборот из-за адаптации глаза расходуется время (5-10 с) и энергия работающего, вызывая переутомление и притупление внимания. Отсюда возникает новое требование к трудовой обстановке: необходимо, чтобы окраска оборудования, интерьера и других элементов имела мягкие переходы, без резких контрастов.

Для правильного выбора светлоты цвета в производственных условиях рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

  1. Если рабочая поверхность тёмная (0.07), то и окраска интерьера должна быть близка к ней;
  2. Если рабочая поверхность имеет среднюю светлоту (от 0.07 до 0.35), то окраска должна быть немного светлей рабочей поверхности;
  3. Если рабочая поверхность светлее, чем 0.35, то наилучшей является белая окраска.

Из перечисленных правил особенно большое значение имеет первое. Если при работе с тёмными предметами создать белое окружение, то чувствительность к различению светлоты уменьшается в несколько раз. В тех случаях, когда работа требует более тонкого различения цветового тона, светлоту окружения необходимо максимально приблизить к светлоте рабочей поверхности.

Аккомодация, острота и фокусировка зрения, близкая и дальняя наводка зрения человека

В трудовом процессе необходимо также учитывать функциональные свойства органа зрения, называемые аккомодацией (способность зрения приспосабливаться к расстоянию до обозреваемого предмета). При близкой наводке зрения продолжительность аккомодации меньше, чем при дальней, и составляет 0.5-5 с. Способность зрительного аппарата приспосабливаться обеспечивает остроту зрения, контрастную чувствительность, скорость узнавания, видения на далёком и близком расстояниях. Решающее значение в этом имеют освещение и способность глаза приспосабливаться к нему.

Одним из характерных свойств восприятия цвета, связанных с освещением, является изменение цвета при искусственном освещении, например:

  1. Красные, оранжевые и жёлтые цвета светлеют, холодные зелёные, голубые, синие, фиолетовые – темнеют, светлота тёмно-зелёных цветов не изменяется;
  2. Красные цвета становятся более насыщенным;
  3. Оранжевые цвета краснеют;
  4. Светло-жёлтые цвета трудно отличаются от белых;
  5. Голубые цвета зеленеют, а иногда бывают неотличимы от холодных зелёных;
  6. Синие цвета становятся менее насыщенными, а тёмно-синие – неотличимы от чёрных;
  7. Фиолетовые цвета краснеют, а иногда становятся неотличимы от пурпурных.

Перечисленные свойства цветов свидетельствуют о том, что при проектировании цветового оформления необходимо учитывать не только дневное, но и искусственное освещение.

Особое внимание в условиях производства следует обращать на цветовое утомление. Установлено, что чем насыщеннее цвет, тем глаз сильнее утомляется и скорее теряет чувствительность к нему, тем самым уменьшается насыщенность цвета, то есть он сереет, как бы покрываясь слоем серой дымки.

Из спектральных цветов наиболее сильно утомляет глаз фиолетово-синий, несколько менее – красный и наименее зелёный цвет. Для того чтобы снять цветовое утомление, лучше всего смотреть на дополнительный цвет. Например, если глаз потерял чувствительность к красному цвету после долгого смотрения на него, то при действии на глаз в течение некоторого времени зелёного цвета орган зрения снова приобретает чувствительность к красному. Это явление носит название отрицательного последовательного образа.

Значительное усиление тяжести зрительного восприятия цвета на различных грубых фактурах

При восприятии цвета глаз человека ощущает различные его свойства и ассоциации. Так, существует понятие тяжёлые и лёгкие цвета. Установлено, что «тяжесть» цвета зависит от его светлоты. Чем темнее цвет, тем он «тяжелее» и, наоборот, светлый цвет воспринимается как «лёгкий». Это правило относится ко всем цветам – хроматическим и ахроматическим. Кроме того, «тяжесть» цвета зависит также от фактурности. Цвета с грубой фактурой при прочих равных условиях «тяжелее» гладких. Это свойство цвета учитывается при покраске интерьеров, крупных расчленённых изделий и в других случаях. Как правило, «тяжёлые» (тёмные) цвета располагаются внизу, а «лёгкие» – вверху.

Помимо «тяжести» цвета существуют и другие свойства – броскость, выступание и отступание цвета. Броскость – это способность цвета привлекать и удерживать внимание человека. Явления выступания и отступания зависит от цветового тона. Тёплые цвета (особенно красный) выступают вперёд, а холодные (особенно синий) отступают. Однако это правило применимо не для всех случаев. Некоторые люди видят холодные цвета приближающимися, а тёплые – удаляющимися...

Важность точности зрительного восприятия цвета при контрастных оттенках фонов

Важным фактором в зрительном восприятии предметов является цвет фона, на котором просматривается предмет, изделие, вещь. Чем более отличается цвет объекта (предмета) от цвета фона, тем лучше заметен предмет и тем отчётливее видны его контур и форма. Большое значение при этом имеет различие яркости. Если необходимо, чтобы предмет был лучше виден на фоне стены или других плоскостей с больших расстояний, то следует добиваться наиболее резких контрастов в цветовом сочетании.

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

Психофизическое воздействие цвета и цветовые гармонии
Психофизическое воздействие цвета и цветовые гармонии

Психофизическое воздействие цвета на любого человека в эмоциональном отношении огромно, сегодня это не вызывает никаких сомнений. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать и волновать, радовать и печалить, угнетать и веселить. В эстетике цвет среди других важных факторов занимает одно из ключевых мест...

Плакаты «счастливой судьбы» Венгерской советской республики
Плакаты «счастливой судьбы» Венгерской советской республики

Будапештская площадь парадов легко вмещает многорядье праздничных демонстраций. В её простор естественно вписывается скульптура – фигура бойца Венгерской советской республики 1919 года. Автор памятника – известный в нашей стране скульптор Иштван Киш. Боец легко узнаваем: скульптор словно бы просто перевёл в объёмное решение знаменитый плакат Роберта Береня...

Дилеммы развития промышленного дизайна
Дилеммы развития промышленного дизайна

Английское слово design первоначально означало замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основная идея дизайна – создавать эстетичные продукты с высокими качественными характеристиками, генерация и использование новых технологий. Технология в свою очередь, формирует облик продукта. Часто в понятие «промышленный дизайн» вкладывают упрощенный и неверный смысл.

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных