Логотип TO NakedArt
О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике

Например, по поводу термина промышленное искусство одни утверждали, что промышленное искусство – это действительно искусство (сродни прикладному). Другие видели в нем условное искусство (заменитель) наподобие строительного искусства, где применяется не художественное, а чисто техническое творчество. Третьи считали, что это действительно новое явление, связанное с художественной деятельностью, а следовательно, и с искусством. Некоторые же вообще отрицали его, считая, что этот термин только вносит путаницу в сферу производственной деятельности.

Существует следующее определение сущности промышленного искусства: «Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, цель которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды, в эстетическом преобразовании орудий труда и вещей, которыми пользуется человек и которые органически входят в его жизнь». В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование, предметы быта и так далее.

Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design – замысел, проект) – творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.

Техническая эстетика на службе конструкторов

Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Термин техническая эстетика, возникший в 50-х годах по предложению Петра Тучны, также заслужил общее признание. Техническая эстетика – это теория дизайна. Она имеет свою методологическую основу и опирается на общие принципы эстетики.

Термин художественное конструирование, несмотря на его несовершенство, стал уже общепринятым и привычным. Это новый творческий метод проектирования изделий промышленного производства, внедрение которого должно обеспечить высокое качество продукции. Специфической особенностью его является единство утилитарных и эстетических принципов. Под утилитарным понимается полезность, функциональность, удобство пользования, конструктивность, технологичность и экономичность, а под эстетическим – красота, изящество, выразительность и образность. Оба эти понятия взаимосвязаны, причем утилитарное в большинстве случаев остается определяющим и доминирующим.

Существует самая непосредственная связь дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой. Архитектура, прикладное искусство и дизайн стоят ближе других искусств к сфере материального производства. Они превращают многие материальные изделия, необходимые человеку в его повседневной жизни, в изделия, обладающие не только утилитарными качествами, но также художественной ценностью и способностью эмоционального воздействия на человека.

Современная техническая эстетика футуризма

Объекты дизайна и архитектуры функционально, конструктивно и композиционно взаимосвязаны. Эта связь двусторонняя, поскольку здания различного назначения не могут функционировать без технологического оборудования, мебели, как и последние в большинстве случаев бесполезны без соответствующих помещений. Вместе с тем архитектура и дизайн существенно отличаются сроками службы своих объектов, различными функциональными процессами. Их взаимодействие находится на различных структурных уровнях предметной среды.

В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности и сферы применения дизайна. Так, с точки зрения художников, дизайн относится к сфере искусства, с точки зрения архитекторов – к сфере архитектурно-художественной деятельности, с точки зрения инженеров – к сфере техники.

Несмотря на некие принципиальные различия названных сфер деятельности, конечная цель у них одна – поднять культуру материально-предметной среды, окружающей человека, на самый высокий научно-технический и художественно-эстетический уровень путем синтеза науки, техники и искусства. В этом созидательном творчестве необходимо максимально использовать технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, созданные за тысячелетия в области архитектуры и техники.

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

Свет и цвет интерьеров промышленных зданий
Свет и цвет интерьеров промышленных зданий

Архитектура и цветовое решение интерьеров в зданиях разного назначения – большая и сложная тема, основы которой изложены в специальной литературе. Свет и цвет на промышленных предприятиях составляет жизненно важную эстетическую основу организации благоприятной среды, а правильное освещение способствует повышению производительности труда...

Рижские зарисовки или обычные граффити советского периода
Рижские зарисовки или обычные граффити советского периода

Фасадные росписи Риги, открываясь человеку неожиданно – интригуют, удивляют, запоминаются. Они привлекают изяществом даже в примитивной технике исполнения – раскраске стен. Так, в одной из городских рекреаций остроумная и добрая стилизация под детский рисунок как бы приглашает к участию в игре, при этом каждая роспись становится доминантой района...

Характеристики цвета, смешение и правила цветовых контрастов
Характеристики цвета, смешение и правила цветовых контрастов

В природе нет ни одного бесцветного предмета, человек живет в разнообразном цветном мире! Одни цвета очень яркие и чистые, другие – бледные и настолько неопределённые, что им с трудом можно подобрать название. Человек видит только предметы, имеющие определённый цвет. Для восприятия цвета не требуются устные пояснения и знание какого-либо особенного языка…

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных