Нередко поиск идёт по принципу «мозговой атаки», когда за отправную точку выбирается непривычное, на первый взгляд, неприемлемое положение. В самом деле, а почему не использовать обычную витрину в качестве агитационного средства? По сути своей витрина – это универсальный стенд. Десятки и сотни зрителей не нужно звать на специально организованную выставку: они рядом. Так сказать, объект и субъект наглядной агитации налицо. Весь вопрос в том, как, уйдя от удручающей в декоративном плане выкладки товаров, найти решение, исполненное значимого социального смысла. И конечно, особую роль здесь приобретает «деликатность» художественного языка, точность ассоциаций, творческая зрелось мастера.
Однако ведущий принцип – это прежде всего создание целостной, художественно организованной среды, обеспечивающей позитивные психологические условия для труда и отдыха людей. Нельзя не сказать, что сложившаяся практика оформительских работ основана, как показывает опыт, на частичных, фрагментарных художественных решениях.
Художнику предлагают заранее заданные, случайно сложившиеся структуры, которые необходимо «оформить», не меняя самих структур – характера интерьера, высоты потолков, формы и фактуры стен, источников света и пр. Художнику ничего не остаётся, как предложить стендовую выгородку либо «украсить» стенды чеканкой, эстампами, тематическими экспозициями, которые как бы должны дать представление о характере помещения. Складывается ситуация, когда ведущие изобразительные средства – художественная форма, цвет, свет, фактура – не работают, даже объединённые единой сверхзадачей, исходящей из возможностей интерьера. Иными словами, утрачивается функциональная целостность в использовании собственно художественных средств, а оформление подменяется вербальными, логическими знаковыми системами, утрачивая эмоциональное начало.
А вот оформление, как мы видим из иллюстраций, отнюдь не традиционная «оформиловка» (налево – стенд, направо – эстамп). Это серьёзные, глубоко продуманные и реализованные художественными средствами идеи. В целом творческий успех – в серьёзном, неординарном поиске. Именно этого и хотелось пожелать всем художникам оформителям.