Экономические и правовые отношения в связи с выходом инновации на рынок регулирует институт «интеллектуальной собственности», сущность которого заключается в праве на результаты интеллектуальной деятельности в любой (производственной, научной, художественной) сфере человеческих знаний. Государство предоставляет и охраняет такие права. Институт интеллектуальной собственности эффективно функционирует в развитых странах, таких как: Швейцария, Германия, Япония, Швеция, Южная Корея, США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия и Тайвань, в валовом общественном продукте которых достаточно велика доля расходов на научные исследования и разработки.
В свою очередь, передовые научные разработки являются для предприятий гарантом успешного преодоления технологических разрывов, в результате чего появляются конкурентоспособные товары, растёт научный и промышленный потенциал общества, а предприятия в своей деятельности ориентируются на наступательную инновационную стратегию. Огромное значение при этом приобретают патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, наличие которых свидетельствует о завоевании предприятием лидирующих позиций среди предприятий-конкурентов, усилении «имиджа», узнаваемости выпускаемой предприятием продукции. То есть, можно сказать, происходит формирование бренда.
Следует признать, что институт интеллектуальной собственности эффективно функционирует в странах со стабильной, высокоразвитой экономикой, а в развивающихся странах сопутствует подъёму экономики, обеспечивая уважительное и возмездное отношение к продуктам интеллектуальной деятельности.
Для формирования механизма полноценной реализации преимуществ института интеллектуальной собственности необходимо комплексное достижение следующих целей:
- Стабилизации экономики Российской Федерации;
- Обеспечения необходимого уровня финансирования науки;
- Налаживания стабильного взаимодействия между академическими институтами и предприятиями;
- Открытия за счёт отчислений от прибыли предприятий инновационных фондов, предоставляющих кредиты под внедрение инновационных проектов и выполняющих функции посредника между патентообладателями и покупателями их идей.