«Чтобы отобразить настроение
и суть явлений, есть способы
получше запутанной
статистической графики».
Эдвард Туфт (Edward Tufte)
Майк Сина вместе со своими соратниками Маттом Десмондом (Matt Desmond) и Джозефом Кралом (Joseph Kral) организовал цифровую типографию Test Pilot Collective (TPC). Их шрифты были тщательно проработаны и свежи, зачастую выдержаны в спортивном стиле, что полностью отвечало запросам сети Интернет. Но внимание андеграунда web-стилистов привлекли прежде всего их талантливо сделанные загрузочные страницы. Каждый день в течение многих лет они ставят новую загрузочную страницу. Первые загрузочные страницы представляли собой ненамного больше, чем отсканированная «бросовая графика» – авиабилеты, штриховые коды, демографическая статистика и другие «случайные» объекты. На первый взгляд эти страницы кажутся официозными и многозначительными, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается их шутливое, насмешливое настроение. Верный идеалам ди-джея Ns, Сина микшировал исходный материал для создания собственного свежего стиля.
Майк Сина – признанный фанат классического труда Эдварда Туфта (Edward Tufte) «The Visual Display of Quantitative Information», но сам Туфт скорее всего не одобрил бы «готовые» стилистические приёмы коллектива Test Pilot Collective. Туфт считал, что лишние детали надо удалять и представлять информацию в виде статистических схем, а TRC в основном пользуется без информативной абстрактной красотой схем как самостоятельным эстетическим объектом.
Постепенно загрузочные страницы Test Pilot Collective стали содержать все больше и больше рисованных «оригинальных» картинок, абстрактных линий и слоев, созданных в Illustrator или Photoshop, которые воплощали дух аналоговых графиков, столь дорогой сердцу Сины и его единомышленников. Эти новые страницы стали больше походить на архитектурные чертежи или на абстрактные геометрические формы.
Сина продолжает совершенствовать табличный пиктографический стиль создавая великолепные работы. Многие его анимационные проекты, созданные во Flesh, содержат более 100 слоев, каждый из которых проявляется в нужное время в ряду 30-минутных анимационных последовательностей. Такое наслоение привело бы к уродливому беспорядку в статичном формате GIF или JPG, но Flash позволяет создать проект, где различные элементы появляются постепенно, дополняя друг друга, формируя новые и неожиданные сочетания. Новые работы Сины во Flash знаменуют переход сетевого пиктографического стиля на новый логический уровень – от поп-музыки к оркестровой обработке. Табличный пиктографический стиль вполне подходит для создания коммерческих сайтов.
Цель всего этого поддельного, стилизованного «интерфейса» заключается в том, чтобы высмеять преувеличенную «интерактивность Сети». В самом начале вся Сеть была выдержана в стиле футуризма и техно – хромированные скосы, толстые кнопки и резкие тени. Дизайнеры пиктографического стиля далеко ушли от такой уродливой псевдо-функциональности, но до сих пор с легкой ироничной улыбкой воздают ей должное. Дизайнерам коммерческих сайтов табличный пиктографический стиль наверняка понравится, поскольку выглядит аккуратно, модно, сдержанно, «по скандинавски», оставаясь подчеркнуто цифровыми в то же время не впадая в карикатурные излишества, характерные для суперминиатюрного городского стиля.
Табличный пиктографический стиль применим для практически любых коммерческих сайтов. Благодаря официальному, технически-чертежному духу этот стиль можно использовать для рекламы машин, мотоциклов, обуви, одежды и всего остального, что должно быть «спроектировано». Влияние стиля баухаус привело к тому, что табличный пиктографический стиль выглядит очень аккуратно и может придать интеллигентный модный вид любому объекту начиная с журналов, сборников поп-записей и заканчивая рекламой шоколада. А благодаря шутливости и пиктографичности этот стиль особенно нравится подросткам.
Одним из наиболее удивительных свойств табличного пиктографического стиля является то, как он включает в себя привязанные к сетке композиции фотографии. Снимки не заключены в крошечные квадратные рамки в пределах фигур. Напротив, одно фотографическое изображение может занимать большое, неограниченное пространство в середине композиции, причем естественные линии фотографии служат отправными точками для векторных линий и фигур.
Такие композиции с фотографиями позволяют придать дух техноразработки любому объекту реального мира. Единственным недостатком является то, что они загружаются медленнее, чем отдельная фотография формата JPG или штриховой рисунок формата GIF. Проблему можно решить, если разрезать картинку на части и сохранить фотографические элементы в формате JPG, а элементы, производные от векторных, – в формате GIF. В местах наложения разных элементов нужно будет попробовать оба формата компрессии, чтобы узнать, какой из них лучше подходит. Обратите внимание, что при компрессии JPG многое теряется, линии и цвет фигур передаются приблизительно, так что иногда они не соответствуют линиям и цветам соседних элементов GIF. (При JPG-компрессии, как правило, искажаются именно характеристики линий, в особенности наклонных, цвет же сильнее искажается как раз в формате GIF, так что стыковка GIF и JPG изображений, скорее всего, потребует немалого труда). Как и всегда, главная проблема заключается в том, чтобы найти приемлемое сочетание качества и быстрой загрузки.
В табличном пиктографическом стиле выдержано множество сайтов, начиная с тех, что рекламируют современную спортивную обувь, и заканчивая новостями Восточной Европы. Дизайнеров пиктографического стиля критикуют за явное пристрастие к приемам графического оформления. Утверждают, что «в Интернете необходимо придерживаться основ. Весь этот дизайн маменькиных сынков просто мешается под ногами».
На самом деле нет ничего более далекого от истины. Последователи стиля баухаус десятилетиями боролись с четкой композицией и равновесием, чтобы создавать более функциональные объекты. Только изучение богатого наследства искусств и ремесел может повлечь за собой появление мастерски сделанных, функциональных сайтов. Табличный пиктографический стиль доказывает, что оформление в стиле баухаус больше не является прерогативой архитектуры и мебели.