Логотип TO NakedArt
Начала современного дизайна – системы формирования среды

Термин «Дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественно-технического проектирования, результатов данного процесса – эскизных работ, а также уже осуществлённых проектов – изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и прочих материалов.

В тоже время суть, предназначение и возможности дизайна, его место в производственно-экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей и абитуриентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена ХХ века.

Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надёжных и, самое главное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось термином industrial design.

дизайн как способ формирования окружения

В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов – проектной деятельности:

  • Массовое машинное промышленное производство;
  • Урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах);
  • Развитие науки и техники, широкое использование их достижений в повседневной жизни (электроэнергия, телефон, фотография, транспорт, звукозапись, кино и пр.);
  • Традиции и опыт художественно-прикладных ремёсел;
  • Архитектурное проектирование;
  • Инженерное проектирование;
  • В искусстве: от классического к импрессионизму и постмодернизму как многоплановому явлению;
  • Кризис аналитических процессов в изобразительном искусстве.

С момента зарождения и особенно с началом американского периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организованными нововведениями – дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности. «У директора компании, на которую надвигается армия конкурентов, не так уж много средств обороны. Каждая пуля на счету. «Пуля» под названием «дизайн» способна поразить сразу несколько целей». Президент Американского обществ дизайнеров Купер Вудринг в 1985 году чётко заявлял: «Я стремлюсь делать вещи, которые нравятся людям и которые они покупают нарасхват». Западные дизайнеры здраво оценивают эту ситуацию на потребительском рынке товаров и услуг. Оригинальную иллюстрацию понимания коммерческой сути дизайна дал французский журнал, показав в чьих руках находятся рычаги управления рынком и что ждёт излишне восторженных потребителей.

зарождение понятия дизайн в начале века

В последней трети столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая не имеющие непосредственной связи с проектно-графическими методами. Руководители радиостанций рассуждают о «радийном дизайне», представители банков говорят о новом финансовом дизайне. Вместо ранее употребляемого понятия «генная инженерия» всё чаще слышим «генный дизайн». Нон-дизайн – средство выборной кампании в современных государствах.

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены двумя моментами: сутью и методологическими особенностями дизайн-проектирования, а также широким спектром англоязычных значений слова design.

Классический дизайн выкристаллизовался из симбиоза ремесленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства. Конкретнее, из операций, предваряющих собственно массовое изготовление промышленной продукции, то есть проектирования. Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учётом широкой гаммы факторов, которые можно сгруппировать в несколько условных слоёв. Во-первых, факторы, обусловленные направленностью проектирования на удовлетворение утилитарных запросов конечных потребителей-пользователей продукции. Следующая группа связана с довольно жёсткими правилами производственно-экономических условий. Третья диктуется необходимостью обеспечения коммерческого успеха при реализации изделий.

понятие дизайна в подробностях

Детализация по элементам первого слоя (наряду с высокими технико-функциональными параметрами) включает в себя понятия удобства, комфорта и безопасности эксплуатации, гармоничности, соответствия окружающей среде, встраиваемости в неё.

Второй слой касается проблем конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комплектующих элементов с учётом экономической целесообразности.

Третий, связанный с маркетингом, охватывает вопросы анализа потребительского рынка, учёта социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплексного представления продукта, его рекламы, обратной связи от потребителя к производителю (проектировщику) и так далее.

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» – определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времён Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии это понятие распространилось в XVI веке, встречается в Оксфордском словаре 1588 года издания.

Этимология (первоначальное значение) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов (по Е.Н. Лазареву). Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертёж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, – понятия «предвосхищающие»: план, предположение, замысел, намеренье. И, наконец, четвёртый ряд определений – неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.

объекты промышленного дизайна

Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» оказался весьма соответствующим обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Не в пример нашим отечественным терминам, имеющим хождение с начала 60-х до 80-х годов, «художественное конструирование» (официальное государственное) и «художественное проектирование» (в среде художников, искусствоведов и философов), которые более конкретны и узки по значению.

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, осуществление определённой утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления.

Дизайн – специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и окружающим обществом.

Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Выделим основные виды современного проектного дизайнерского творчества.

индустриальный дизайн в формировании общества

Индустриальный дизайн охватывает широкий круг объектов, как говорят, «от иголки до самолёта». Точнее, наоборот. Главенствующее положение занимает проектирование изделий группы «А», наиболее наукоёмких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» – предметов потребления. Группа в свою очередь членится на подгруппы. В традиционном понимании к такому дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и так далее.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности игрушек.

дизайн посуды начала века

Графический дизайн также является продолжением многовековых традиций и одним из наиболее распространённых видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам логотипов и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населённых пунктов и дорогах). Позднее – заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последние десятилетия – компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн переходит из сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми веб-сайтами в Сети. Построение графических изображений, всей системы информации в Интернете определяется своими, довольно жёсткими правилами.

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционное садово-парковое искусство.

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности занимает место на стыке графического и дизайна архитектурной среды, обладая своими специфическими особенностями.

дизайн выстовочных экспозиций и одежды

Дизайн одежды и аксессуаров – понятие, которое ещё только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живёт во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute conture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых всё больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких масс, а также специфические методы дизайн-проектирования.

Арт-дизайн – его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь (и, часто, единственно) на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, то есть фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна всё шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

Дилеммы развития промышленного дизайна
Дилеммы развития промышленного дизайна

Английское слово design первоначально означало замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основная идея дизайна – создавать эстетичные продукты с высокими качественными характеристиками, генерация и использование новых технологий. Технология в свою очередь, формирует облик продукта. Часто в понятие «промышленный дизайн» вкладывают упрощенный и неверный смысл.

Искусство настоящего плаката – не только для выставки
Искусство настоящего плаката – не только для выставки

Искусство художественного плаката призвано служить формированию взглядов людей, отражать их настроения. Для общества любая выставка плаката – место поиска новых тем, открытия незнакомых имён новых художников-плакатистов. Никогда до сих пор нельзя было увидеть в экспозиции одновременно столько самобытных, острых, смелых и даже рискованных работ...

От поиска творческой идеи – шаги к успешному проекту
От поиска творческой идеи – шаги к успешному проекту

Думая о развитии оформительского искусства, агитационных и рекламных средств, всё более и более убеждаешься в том, что удачи художника – это результат прежде всего нетрадиционного поиска, эксперимента, необычного взгляда на, казалось бы, привычные вещи. Не всегда можно с уверенностью сказать о найденном как об успехе, однако только поиск приводит к нему…

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных