Цвет может вызывать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, лёгкости и тяжести, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервы; он может, наконец, способствовать и помогать лечению больных. Современные высказывания и суждения учёных, художников о психофизиологическом влиянии цвета на человека сводятся к следующему:
- Красный цвет – возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Он имеет самую длинную волну, стимулирующе влияет на мозг и вызывает эмоциональные реакции; способствует увеличению мускульного напряжения, повышению давления и ритма дыхания; сильно влияет на настроение людей.
- Оранжевый цвет – яркий, вызывающий радость, в разных случаях успокаивает или раздражает. В физиологическом отношении он способствует улучшению пищеварения и ускорению тока крови.
- Жёлтый цвет стимулирует зрение, мозг и нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создаёт весёлость, способствует общительности.
- Зелёный цвет – цвет природы, покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему. Он способствует снижению давления крови за счёт расширения капилляров.
- Голубой цвет – светлый, свежий и прозрачный. Он воздействует примерно так же, как и зелёный – успокаивающе, создаёт впечатление небесной дали. В физиологическом отношении он относится к лечебным цветам, облегчает болезненное состояние в большей степени, чем зелёный.
- Фиолетовый цвет – пышный и благородный; он положительно действует на сердце и лёгкие, увеличивая их выносливость. Цвет утомлённости и печали.
- Коричневый цвет – тёплый, он создаёт спокойное настроение, выражает крепость и устойчивость предметов. Коричневый цвет с серым оттенком подавляюще действует на психику.
- Серый цвет – холодный, деловой и унылый. Он вызывает апатию и скуку. В производственной обстановке его нужно применять как можно реже.
- Белый цвет – лёгкий, холодный и благородный, но в большом количестве вызывает блескость. Он символ чистоты, очень хорошо сочетается с другими цветами.
- Чёрный цвет – мрачный, тяжёлый, резко снижает настроение. Он очень красив, в небольшом количестве применяется для контраста.
Обобщая учёт психологического влияния цвета на организм человека, видимые части спектра делятся на три части: длинноволновую – 760-590 нм (красный, оранжевый и оранжево-жёлтый), средневолновую – 580-510 нм (жёлтый, зелёный и частично голубой), коротковолновую – 510-380 нм (голубой, синий и фиолетовый).
В настоящее время установлено, что цвета длинноволновой части спектра оказывают возбуждающее и стимулирующее воздействие, а цвета коротковолновой части – успокаивающее и угнетающее воздействие. Наиболее благоприятно влияют цвета средней части спектра. Группа фиолетовых и пурпурных цветов оказывает беспокоящее и раздражающее влияние.
Перечисленные особенности психофизиологического воздействия цвета являются наиболее характерными, однако это не значит, что цвет одинаково воздействует на человека. Это зависит от среды и обстановки, в которой находится человек, наличия, сочетания с другими цветами и психического состояния человека, его настроения. Один и тот же цвет в разных условиях может производить разное впечатление на одного и того же человека или в одних и тех же условиях по-разному влиять на различных людей.
Вопросы психологического воздействия колористических сочетаний гораздо сложнее перечисленных общих сведений о воздействии отдельных цветов и тесно связаны с теорией цветовой гармонии. Различают гармоничные (хорошие) и негармоничные (плохие) цветовые сочетания.
Гармоничное цветовое решение предполагает комбинацию различных цветов по простейшим эстетическим закономерностям цветового круга. Абстрактные цветовые сочетания могут быть гармоничными, однако цветовую группу необходимо выбирать для определённого предмета и в определённых условиях, так как только в этом случае цвет, форма и среда образуют единство. Эмоциональное воздействие гармонии цвета зависит от многих сложных, связанных между собой причин.
Крупнейший специалист по цвету на производстве Жан Вьено (1893-1959), основатель Института технической эстетики во Франции, писал, что цвет способен на всё и что от него можно требовать света, разрядки или возбуждения, гармонии и резкого воздействия, ожидать чудес, но он может вызвать и катастрофу. Сочетание цветов, согласно Гете, можно разбить по его цветовому кругу на три группы: гармоничные (дополнительные), характерные (чужеродные) и негармоничные (родственные).
Немецкий специалист по цвету Оствальд полагал, что гармоничные цветовые сочетания можно получить простыми комбинациями дополнительных цветов по его цветовому кругу: красный – зелёный; красный – жёлто-зелёный – голубой; красный – зелёный – жёлтый – синий; красный – жёлтый – зелёный; красный – жёлтый; красный – жёлто-зелёный.
В области цветоведения исключительно велика роль работ советского учёного профессора Е.Б. Рябкина, разработавшего атлас цветов, который является ценным руководством для специалистов. Автор статей и книг по цветоведению А.Г. Устинов цветовые гармонии делит на две группы: контрастные и нюансные. Контрастные гармонии основываются на противопоставлении цветов, участвующих в композиции по одной или нескольким характеристикам (цветовой тон, светлота, насыщенность, площадь). Наиболее контрастной по цветовому тону является гармония взаимно дополняющих цветов. В основе нюансных гармоний лежат близкие по цветовому кругу цвета. Применение цветовых триад основано на сочетании трёх цветов, равноотстоящих на цветовом круге.
Важным показателем гармонии является так называемый доминирующий цвет, являющийся основным в композиции. В контрастных гармониях остальные цвета противопоставляются доминирующему, а в нюансных гармониях они, наоборот, приближаются к нему и подчиняются его основным чертам. Обобщая сведения о гармонии цвета и цветовых композиций можно сделать следующие выводы:
- Лучшие сочетания дают цвета в пределах больших и малых интервалов по цветовому кругу, худшие – в пределах средних интервалов.
- Малые интервалы воспринимаются, как оттенок одного и того же цвета, а не как сочетание цветов.
- При сочетании цветов необходимо брать одинаковые соотношения светлот.
- Более интенсивные цвета при сочетаниях с менее интенсивными следует подбирать в меньшем количестве.
- Хроматические цвета можно сочетать с ахроматическими, причём, тёплые цвета сочетать с тёмными, а холодные со светлыми.