Логотип TO NakedArt
Плакаты «счастливой судьбы» Венгерской советской республики

Энергия, сила воли, воодушевление – вот что отличает образ бойца, который стал символом республики. Счастливая судьба у этого графического листа, который относят к числу лучших в плакатной истории страны. Завидна судьба и многих других плакатов, созданных в те далёкие дни. Их по праву считают выдающимся достижением в развитии венгерской графики и плакатного искусства.

Всего 133 дня прожила Венгерская Коммуна – можно только удивляться тому, каким ёмким, насыщенным был этот период. Во всех областях жизни, в том числе и в области культуры, происходили коренные перемены. «Искусство – на службу трудящимся!» – вот лозунг, который сразу был выдвинут и которому здесь твёрдо следовали, начав с национализации художественных ценностей. Многие художники в это время активно включились в работу и создали то, что вошло в историю как искусство 133 дней республики. Словно чувствуя, что у них слишком мало времени, они торопились выразить свои мысли в произведениях, обращённых к самым широким массам трудящихся. Многие сосредоточили своё внимание на политическом плакате, который стал тогда главным жанром изобразительного искусства.

плакаты Венгерской Коммуны 1919

Кто же они, художники, горячо принявшие революцию? Вот лишь некоторые из них, чьи плакаты особенно известны: Роберт Берень, Берталан Пор, Бела Уитц, Михай Биро. Ещё в начале века художники, которые теперь так решительно встали под знамёна республики, принадлежали к разным группам. Их большее разъединяло, чем объединяло, они нередко сталкивались в горячих спорах и дискуссиях. Дни республики собрали многих из них под одни знамёна.

Что дало импульс созреванию их революционного мышления? Прежде всего, Великий Октябрь, те идеи, которые несли с собой из России возвращавшиеся на родину венгерские интернационалисты. В 1918 году была создана Коммунистическая партия Венгрии, которая развернула широкую организационную работу; вышел первый номер газеты венгерских коммунистов «Вёрёш уйшаг» («Красная газета»), другие коммунистические издания, остро возросла потребность в работе художника.

плакатная графика Венгерской советской республики 1919

Директориум искусства и музеев, который ведал в дни республики изобразительным искусством, старался всячески помогать художникам, обеспечивать их работой. Революционный Правительственный Совет по предложению Бела Куна признал целесообразной идею создания пролетарского музея. Затем в газетах напечатали объявление, призывающее жителей приносить всё, что может стать со временем ценным свидетельством переживаемого страной удивительного времени. И люди несли фотографии, листовки, плакаты… Многое после падения республики погибло, пропало. Значительная часть плакатов не сохранилась потому, что делались они на плохой бумаге, которая быстро разрушалась, и потому, что, стремясь уничтожить всякую память о республике, уничтожали и их. Но всё-таки и сегодня в Музее венгерского рабочего движения Будапешта, который можно считать приемником центра пролетарского искусства, что зарождался в 1919 году, есть экспонаты, отмеченные печатью того музея, и среди них – агитационные плакаты.

Особую роль в истории Венгерской Коммуны сыграл Первомай 1919 года, продемонстрировавший солидарность трудящихся. Оформление города и праздничных колонн стало важной задачей для художников. И они выполнили её с честью: это оформление и сегодня считается выдающимся образцом декоративно-оформительского искусства. Большое место в нём заняли плакаты. Руководителем этой работы в Будапеште был художник Михай Биро, создатель известного плаката «Человек с молотом».

плакаты Венгерской республики на стенах Будапешта 1919

И сегодня о Михае Биро пишут, как о родоначальнике венгерского политического плакатного искусства. Красный человек с молотом впервые появился на его плакате в 1911 году. Этот образ существовал и раньше, но скорее он был олицетворением добросовестного труда. Биро же вложил в него страсть, напор, вдохновение и силу. С момента появления этого плаката в газете социал-демократической партии изображение человека с молотом становится эмблемой партийного издательства, оно появляется на значке партии. Во время праздника этот плакат «выходит» на площади и улицы, занимает на них центральное место. Новый образ потом неоднократно возникал на листовках, обложках брошюр, являясь своеобразным символом социалистических устремлений в венгерском искусстве. Этот символ жил долгое время: изображение красного человека с молотом было повторено после освобождения от фашизма, в 1945 году.

…Но вернёмся в 1919 год, в незабываемый день 1 мая. Художник Берталан Пор вспоминал, что в канун этого события два крупнейших выставочных зала Будапешта превратились в художественные мастерские, где создавались грандиозные произведения. «Я сам написал для фасада «Мючарнока» композицию на революционные темы – 8 метров на 6, – пишет художник. Правда, в утро 1 мая плакат сильно пострадал от ветра. Но не могло быть такой бури, которая затмила бы блеск праздника».

Монументальное панно, о котором вспоминал Берталан Пор, сохранилось до наших дней лишь частично. Но зато дошёл до нас, широко известный плакат его работы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», проникнутый революционным пафосом. Художник создал полное жизни, торжественное и монументальное произведение: две фигуры, осенённые алым полотнищем, запечатлены в стремительном движении. И зритель словно чувствует упругий напор ветра, который бьёт им в грудь, но не может справиться с ними. В плакате нет подробностей, деталей. Есть выразительность форм, экспрессия. Плакат велик – 190х250 см.

графические плакаты Венгерской советской республики

Республика умело привлекала художников: для повышения их квалификации были созданы курсы, школы мастеров. Наиболее талантливая пролетарская молодёжь работала в «Студии пролетарского изобразительного искусства». Руководил ею Бела Уитц, который долгое время жил и работал в СССР. Он создавал, например, грандиозные фрески для архитектурных ансамблей Москвы. В дни республики он написал свой известный плакат «Вперёд, красные бойцы!». Глядя на него, кажется, чувствуешь мощное единение, слитный шаг, напряжённый ритм движения марширующих революционных масс. Содержание плаката вполне конкретно, актуально – он призывал встать на защиту республики, над которой нависла опасность, вступать в ряды Красной Армии. Сослужив свою службу в тревожные дни 1919 года, плакат и сегодня продолжает жить как образец пролетарского искусства.

Среди плакатов республики обращают на себя внимание работы художника Шандора Конья. На одном из них автор изобразил красноармейца, очень напоминающего известный образ с плаката советского художника Д. Моора. И надпись на нём начинается с резкого «ты». Только на венгерском написано: «Ты, клевещущий из мрака контрреволюционер, – трепещи!» – то есть он обращён к врагу, а не к товарищу, как советский плакат.

Несколько плакатов, созданных в дни республики, дошли до нас безымянными. И среди них – плакат с портретом В.И. Ленина. В те исторические дни он занял своё место в праздничных колоннах демонстрантов. Сохранилась фотография города, где этот плакат среди других – на стене дома. Существует мнение, что это вообще первый плакат с образом Ленина, созданный за пределами родины Октября. Попытки установить его автора успехом не увенчались. Не вызывает сомнений только то, что художник, создавший его, не видел самого Владимира Ильича. В дни республики одно из больших сёл под Будапештом получило имя Ленина – «Ленинварош». Его жители просили прислать, что подтверждается, «500 экземпляров ленинского плаката для пропагандистской работы». Исследователи предполагают, что селяне хотели получить именно этот плакат.

плакат пропаганды Венгерской советской республики 1919 иди в Красную Армию

Плакаты в дни республики призывали строить и учиться, приглашали на выставки, спортивные соревнования, провозглашали солидарность: «Пролетарская диктатура! Да здравствует союз Советской России и Венгерской советской республики!». Они были важным средством донесения информации, общения, организации. «Со мной или против меня?» – задаёт вопрос красный солдат на плакате Марцелла Вертеша. «В Красную Армию» – призывают работы Арпада Бароца, Эдена Данко. У Яноша Табора – «Вперёд, красноармейцы!»; Янош Кметти и Йожеф Немеш Ламперт назвали свою работу просто «В…» – в те дни это было и так понятно. Люди откликались на призыв, становились в ряды красных бойцов.

Плакаты Венгерской советской республики 1919 года продолжают жить. Люди обращаются к ним снова и снова, образы героев и сегодня вдохновляют художников на создание новых произведений.

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике
О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике

Названия промышленное искусство, дизайн, техническая эстетика и художественное конструирование появились сравнительно недавно. Среди ученых, архитекторов, художников, инженеров и других специалистов, работавших в области художественного конструирования, ещё существовали противоречивые точки зрения в определении этих названий и их сущности...

О графическом дизайне и настоящем Интернете
О графическом дизайне и настоящем Интернете

В основном графический дизайн в сети Интернет критикуют за то, что он якобы не относится к делу, не является существенным – это зачастую приносит больше вреда, чем пользы. Да нам нужны инженеры, да, нам нужны специалисты в области удобства использования, но почему не послать дизайнеров упаковывать свои вещи вместе с парикмахерами и корпоративными юристами?

Дилеммы развития промышленного дизайна
Дилеммы развития промышленного дизайна

Английское слово design первоначально означало замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основная идея дизайна – создавать эстетичные продукты с высокими качественными характеристиками, генерация и использование новых технологий. Технология в свою очередь, формирует облик продукта. Часто в понятие «промышленный дизайн» вкладывают упрощенный и неверный смысл.

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных