Разработка разумного веб-дизайна – это нечто большее, чем только привлекательный интерфейс, он должен отвечать всем целям сайта и в то же время быть функциональным. Именно на этом этапе информационное проектирование и предварительные замыслы обретают форму, облик и становятся осязаемыми. Стадию визуального дизайна часто считают развлекательным этапом работ. Здесь дизайнеры проявляют свое волшебство. Неверные шаги на этой стадии тяжело отражаются на бюджете. Следите за этим. Придерживайтесь разумного дизайна. В любом проекте – при создании или редизайне веб-сайта – важно понимать концепцию разумного дизайна. Разумный дизайн учитывает среду и возможности пользователя.
Разумный дизайн функционален и быстро загружается. Разумный дизайн должен удовлетворять нужды пользователя, а не амбициям дизайнера, угодить рекламодателям или даже мелким причудам руководителей компании клиента. Если ущемляются интересы пользователя, это – не разумный дизайн, даже если всё выглядит шикарно. Как добиться разумного дизайна? Очень просто. Рассуждайте с позиции пользователя. Перемещайтесь по сайту, производите загрузку, как это делают пользователи. Опирайтесь на информационный дизайн, а не сражайтесь с ним.
Почаще консультируйтесь с техническими специалистами и верстальщиками, относитесь к ним, как к няне в детском саду, спрашивайте: «можно ли сделать это?», «удастся ли такой эффект?», «не возникнут ли трудности при таком подходе?». Даже если замыслы красивы, модны и полностью отвечают потребностям аудитории, но не могут быть произведены или трудно загружаемы, они не разумны. Регулярные проверки и обсуждения помогут найти адекватные, выполнимые решения. Разумный дизайн подвижен. Он работает!
Анализ целей сайта
В момент, когда дизайнеры готовы начать свою работу, достаньте креативный бриф и используйте его как трамплин для творческого процесса. Каким задумывался стиль оформления? Серьезным, корпоративным и чётким? Потрясающе новаторским и эксцентричным? Элегантным и спокойным? Каким-то еще? В креативном брифе перечисляются также цели дизайна, поставленные клиентом: например, более профессиональный облик и производимое впечатление, более современная графика, больше полезной площади для содержимого и сокращение необходимости прокрутки и так далее.
Во время креативного мозгового штурма проектная группа должна выявить визуальные недостатки существующего сайта (если таковой имеется), проанализировать цели дизайна, просмотреть конкурирующие сайты и обсудить предложенные решения. Творческий процесс развивается не в вакууме. Разрабатывая цветовые схемы и подбирая шрифты, дизайнеры должны задумываться также о технических и структурных решениях. Для этого необходимо проанализировать технические возможности целевой аудитории. И помните, не следует использовать технические подходы только из-за их современности. Надо убедиться, что они отвечают целям дизайна и соответствуют возможностям аудитории.
Разработка концепций
Разработку внешнего оформления, независимо от обеспечиваемых информационным дизайном содержимого и маркировки, можно начать с подбора цветов и примерного размещения объектов на бумаге или экране. До завершения информационного проектирования в качестве руководства к действию дизайнеры могут использовать креативный бриф, а как только карта сайта и макеты будут готовы, они вплотную приступают к оформительским работам. Креативный бриф помогает разработать общий стиль и атмосферу, карта сайта структуру размещения компонентов содержимого, а макеты – навигационные элементы. Соберите всё, что готово на данный момент, и начинайте «рисовать». Существует два различных подхода к тому, как начинать отрисовывать дизайн. Приверженцы традиционного подхода любят начинать с набросков карандашом на бумаге, а остальные делают пробные серии эскизов сразу на компьютере.
В обоих случаях этот этап является началом разработки общей концепции оформления, и, независимо от методики, на этой стадии базового процесса дизайнеры приступают к подбору цветов и размещению объектов. Они начинают опробовать различные варианты. Дизайнеры должны продумать все идеи, сведя их к двум-трем основным направлениям, и далее развивать их детально.
Гамма гамм
Оттенки цветов, даже являющихся веб-безопасными, выглядят слегка по-разному на компьютерах Мак и PC. Одним нравится яркость (Мак), другие – приверженцы более естественных и приглушенных тонов (PC). Споры никогда не утихнут. Просто помните, что результат будет немного другим, даже если настроить гамму Мак для PC. Перед показом клиенту загрузите выбранную палитру на свой сервер и просмотрите её на обеих платформах. Возможно, захочется что-то изменить.
На начальных мозговых штурмах не забудьте учесть время загрузки, функциональность и наличие у пользователей различных браузеров. Работайте в тесном контакте с верстальщиками, которые помогут в оценке возможности преобразования оформительских идей в работающие веб-страницы для целевой аудитории. Не всякое замечательное оформительское решение можно эффективно (или вообще) осуществить. Часто дизайнеры создают макеты, которые зависят от конкретного кегля шрифта, но это приводит к серьезным проблемам при производстве. Веб-проектирование, зависящее от размеров шрифта, никак нельзя назвать разумным.
Графический текст, на первый взгляд, мог бы решить проблему, но нельзя забывать о следующих факторах: а) время загрузки; б) пользователь может отключить графику или работать на карманных устройствах и в) люди с проблемами зрения часто вообще не включают показ графики. Это ограничивает фантазию и уменьшает шансы создать потрясающее решение, которое понравится клиенту, но потребует затем переделки из-за своей невыполнимости. Как руководитель проекта следите, чтобы дизайнеры не тратили много времени на усовершенствование предварительных идей, пока общее проектирование не завершено.