В этом смысле не стали исключением и выставки плаката, состоявшиеся этим летом в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли с большим успехом, собрали множество положительных отзывов в Сети, получили широкое отражение в печати и на телевидении, стали примечательным событием в культурной жизни страны.
Благодаря открытости во всех сферах жизни российского общества раскрепощённая мысль художника-плакатиста получила возможность обнародования. Самосознание художника, его творческая манера, образы, чувства стали общественным достоянием. И все увидели: плакатисты воспринимают проблемы, существующие в обществе, как свои кровные, сопереживают успехам и неудачам в обновлении нашей жизни.
Увы, не на всех направлениях поступь современного общества одинаково ощутима и убедительна, и к её положительному опыту пока маловато обращений в нашем искусстве. Художники-плакатисты ещё не нашли, не осмыслили, не выдвинули своего положительного героя. Впрочем, не будем сгущать краски. Даже беглый анализ выставочных экспозиций позволяет довольно точно определить положительные тенденции развития современного плаката: его философичность, эмоциональность, гуманизм, обращённость к конкретной личности. А насколько многообразным оказался диапазон творческих манер, используемых техник!
Были на выставках изящные, добрые, весёлые плакаты. В отличие от старого, помпезного, приторно-торжественного и бездумного плаката в них много доброты, человечности. Нашлось место и для доброжелательного юмора. С убедительными призывами, затрагивающими тонкие струны души, обращаются к нашему гражданскому чувству авторы плакатов по экологии. Они вовсе не запугивают зрителя, а заставляют задуматься о неотвратимых последствиях неразумного вторжения человека в гармонию природы. Немалую и пока ещё многоликую силу бюрократии мастерски обнажают художники, представленные на выставках. В их произведениях откровенно говорится о жизнеспособности бюрократизма, обозначены пути борьбы с ним, а иногда даже предлагаются серьёзные решения.
Конечно, было бы неверно представлять прошедшие выставки плаката только как яркую гамму художнических удач. Ведь были там и плакаты, схематично, поверхностно отразившие бюрократизм и другие негативные явления. Но даже и в таких работах можно проследить поиски новых решений, стремление к оригинальности образа, неординарности, раскованности мысли, своеобразию выразительных средств и пластики. Встречались и откровенно «сырые», слабые, незрелые, но претенциозные работы. Об этом говорят и записи посетителей в книге отзывов и предложений.
Главное же, чем отличались эти выставки от большинства предыдущих, – отсутствие равнодушия. Художник говорит, полагаясь на своё мировосприятие, интуицию, на свой вкус, на свои чувства, излагая на листе собственный взгляд на интересующие его проблемы. Когда же работы разных авторов встречаются на одной выставке, вдруг оказывается, что в плакате находит сегодня отражение довольно узкий тематический спектр общественных проблем, подсказанный, главным образом, нашумевшими публикациями, выступлениями по телевидению, проблемами, которые сегодня, что называется, у всех на устах. Но нужно всё же искать новые пути знакомства широких зрительских кругов с наибольшим количеством появляющихся на выставках плакатных произведений и их авторами.