На практике часто приходится иметь дело с изменением формата иллюстративного материала или с исправлением оригинала, а при необходимости и с трансформацией его в процессе съёмки, переведением цветного изображения в чёрно-белое и наоборот; с исправлением фотокопии оригинала, с ретушью (когда невозможно исправить сам оригинал); с многочисленными работами, связанными со шрифтами, титульными наборами, фотомонтажом и пр. Чтобы получить хорошую фоторепродукцию, необходим ряд определённых условий. Во-первых, плоскость снимаемого оригинала и плоскость негативного материала должны быть строго параллельны. Во-вторых, освещение оригинала должно быть строго равномерным, за исключением случаев, когда необходимо исправление оригинала. Равномерность освещения достигается симметричным расположением двух, четырёх и более источников света.
При съёмке тоновых оригиналов используются лампы с матированными или молочными колбами, смягчающие контраст и позволяющие получить всю гамму полутонов. И наоборот, при съёмке штриховых оригиналов желательны лампы с обычными прозрачными колбами, увеличивающие контраст. Работая с двумя или четырьмя светильниками, желательно использовать ЛАТР – лабораторный трансформатор, позволяющий менять силу и спектральный состав источников света, а использование ламп при меньшем напряжении, особенно перекальных, намного увеличивает их ресурс. Другим, не менее важным фактором при установке освещения является величина угла падения светового потока, который во многом зависит от характера поверхности оригинала. Для оригиналов с гладкой глянцевой поверхностью она составляет 25-30 градусов, что позволяет избежать бликов; 40-45 градусов – для матовой, структурной поверхности.
Определение экспозиции при репродукционной съёмке производится экспонометром, но наиболее оптимальный вариант – пробная съёмка. Высокое качество изображения также во многом зависит от использования объективов с высокой разрешающей способностью по всему полю. К ним можно отнести объективы МС «Волна-9м», МС «Индустар» 6/л/3 и пр. При репродуцировании плоских оригиналов, не требующих большого диафрагмирования, оптимальной диафрагмой будет 1:8-1:11. Дальнейшее диафрагмирование ведёт только к снижению разрешающей силы объектива. В репродуцировании для съёмок полутоновых оригиналов чаще используются нормальные фотоматериалы. К ним относятся фотоплёнки общего назначения: фото-32, фото-65, фото-130, но лучше пользоваться специальными фототехническими плёнками типа ФТ-10 и ФТ-11. Для съёмок штриховых оригиналов также широко используются фототехнические плёнки – от контрастной ФТ-30, ФТ-31, высококонтрастной ФТ-41, до сверхконтрастной ФТ-101, ФТ-111. При репродуцировании не слишком больших штриховых оригиналов и микрофильмировании используется перфорированная плёнка типа МИКРАТ-200 и МИКРАТ-300.
При репродуцировании небольших форматов (до 24х30) могут быть использованы малоформатные фотоаппараты (24х36). Использование зеркальных камер предпочтительнее: оно удобнее, а главное, даёт более стабильные результаты. Съёмку такими фотоаппаратами удобнее вести на специально выпускаемых для этих целей репродукционных установках в комплекте с софитами или с использованием стойки и механизма от фотоувеличителя типа «Ленинград». В качестве источников света можно использовать выпускаемые промышленностью осветители типа ФО с алюминиевыми рефлекторами.
Очень часто при репродуцировании возникает необходимость отснять небольшой по размеру оригинал, открытку, визитную карточку, марку и так далее крупным планом. Для этих целей можно воспользоваться специальным объективом для микросъёмок МС «Волна-9м», позволяющим без специальных приспособлений вести съёмку с расстояния 25 см в масштабе. При отсутствии специального репродукционного объектива при данном виде съёмки может служить комплект удлинительных колец 7, 14 и 28 мм, которые используют в любой необходимой комбинации. Качество копии будет тем лучше и ближе к оригиналу, чем больше размер изображения оригинала на негативе.
Оптимальным вариантом может служить универсальный фотоувеличитель «Беларусь СБ-2», который укомплектован сменными объективами, репродукционными приставками для съёмки на плёнку 35 мм, плоскую плёнку 9-12 мм и приспособлением для наводки на резкость. Но при отсутствии фотоувеличителей данного типа можно воспользоваться для репродукционных целей более простыми, типа «Нева-3», «Нева-4», «Крокус» с максимальным форматом кадра 6,5х9 см, позволяющими в пределах 30х40 см делать хорошие копии. Репродукционная приставка для съёмки на плоскую плёнку и приспособление для наводки на резкость не совсем удобны, и желательно заменить их на самодельную, довольно простую рамку для репродуцирования, совмещающую в себе приспособление для наводки на резкость и саму рамку.
Подготовка фотоувеличителя к работе заключается в следующем: устанавливается освещение, и экспонометром замеряется экспозиция, устанавливается диафрагма, она постоянна, составляет 1:8 или 1:11 и зависит только от степени рельефа оригинала. Далее фотоувеличитель переключается в режим проекции, вставляется репродукционная рамка и при полностью открытой диафрагме с помощью штурвала и ручки для наводки на резкость находят необходимый масштаб съёмки и определяют резкость. При этом изображение оригинала должно уместиться в поле кадрового окна. После того как фотоувеличитель выключен, выдвигается репродукционная рамка и при красном освещении закладывается негативный материал, эмульсией обращённый к оригиналу. Включением освещения происходит экспонирование. Дальнейший процесс не отличается от традиционного способа обработки фотоматериалов.