Логотип TO NakedArt
Функции цвета в художественном конструировании

Исследования показывают, что цвет в изделиях промышленности выбирают с учётом: а) функционального назначения изделия в условиях его эксплуатации; б) функционально-конструктивной структуры изделия; в) особенностей композиции формы изделия г) условий той среды, в которой изделие будет использоваться.

По назначению изделия можно разделить на три основные группы: производственное оборудование разных видов, включая аппараты контроля и управления технологическими процессами; средства транспорта; предметы культурно-бытового назначения. Форма и цвет выявляют особенности и функциональное назначение промышленного изделия одновременно облегчая зрительное восприятие и взаимодействие между изделиями и человеком с учётом процесса потребления.

Цвет способствует распознаванию сферы применения изделий и их эксплуатационной специфики. Он обусловлен требованиями безопасности, заметности и лёгкости распознавания предметов на разных цветовых фонах. Цвет фона должен быть дополнительным (контрастным) к цвету детали: светло-коричневый для стали, чугуна и алюминия; светло-голубой для бронзы, дерева и других деталей тёплого цвета; ахроматический для разноцветных деталей и т.д. особое значение имеет цвет при конструировании кнопок и рычагов управления приборов и пультов, мнемосхем и других элементов для безопасности и надёжности работы. Недостаточный контраст между фоном и кнопкой пульта может привести к браку или аварии.

Некоторые изделия требуют контрастных и ярких тонов (планеры, спортивные парашюты, детские игрушки, туристические палатки, пожарные машины и др.), а другие – светлых и мягких тонов (медицинское оборудование, приборы, станки в цехах). В производственной среде, на транспорте, а также в других случаях большое значение имеют цвета безопасности. Основными цветами безопасности, применяемыми почти во всех странах, являются красный, жёлто-оранжевый, зелёный и синий. Выбор этих цветов объясняется их заметностью в различных контрастных сочетаниях и установившейся символикой.

Роль цвета в художественном конструировании изделий, фото 1

Окраска изделий должна быть связана с их функционально-конструктивной структурой. Конструкция изделий может быть открытой или полностью скрытой, однако, в основном она бывает скрытой частично. Изделия с открытой конструктивной структурой обычно состоят из многих элементов различной конфигурации и разных размеров. С помощью цвета в этом случае целесообразно объединять отдельные группы по функциональным признакам для того, чтобы выявить наиболее характерные части. Взаимная цветовая увязка отдельных групп должна быть гармоничной, композиционно отрегулированной, с учётом назначения изделия и процесса потребления.

В изделиях с частично открытой конструктивной структурой цветом следует подчёркивать отдельные элементы по функциональным признакам и потреблению. Например, при окраске станка цветом выделяют зоны управления, рабочие зоны (в отличие от закрытой части, станины и других частей). В счётной машине выделяют особым цветом клавиатуру. Компрессоры, сельскохозяйственные и другие машины решаются в цвете с учётом их функций и выявления главных рабочих деталей структуры.

К изделиям со скрытой структурой относятся, например, приборы и пульты управления, в которых большинство конструктивных элементов скрыто. Щиты пульта или приборы являются их структурой, цвет здесь играет очень важную визуальную роль. Лицевая панель выделяется особым цветом, отличным от обрамляющего, и при большой величине пульта может быть расчленена цветом на отдельные участки с различиями в назначении отдельных частей. По этому же принципу цвет окраски решается и в других изделиях, в частности в автомашинах, радиоприёмниках, телевизорах, электрораспределительных щитах.

Правильная взаимосвязь цвета и композиции формы обеспечивает хорошее восприятие изделий различной формы. Цветовой тон, насыщенность и коэффициент отражения являются основными параметрами, обеспечивающими наиболее правильное ассоциативное восприятие: абсолютные размеры и масштаб изделий, динамические и ритмические построения, чувство весовой и тепловой характеристики изделий, близость и дальность.

Роль цвета в художественном конструировании изделий, фото 2

При рассмотрении объёма с близких расстояний насыщенность цвета может быть незначительной, а с больших расстояний цвет должен быть более чётким и разграничиваться на части вплоть до контрастных цветов. В динамических формах, в частности в средствах транспорта, цвет и форма должны выражать идею движения с преобладанием горизонтальных и наклонных линий по направлению движения.

Изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в более крупном масштабе и, наоборот, применение увеличенного количества цветов с повышенной контрастностью между ними создаёт впечатление более мелкого масштаба.

Тёмные цвета – пурпурные, фиолетовые, коричневые, тёмно-серые, чёрные – кажутся более «тяжёлыми» в отличие от светло-голубых, жёлтых. Поскольку впечатление излишней тяжести и массы плохо отражается на психике, то громоздкие изделия лучше всего окрашивать в «лёгкие» цвета. Важно учитывать и другие иллюзии зрения, связанные с цветом – удаляющиеся от зрителя цвета (холодные) и выступающие или приближающиеся (тёплые). По сравнения с холодными цветами тёплые насыщенные (ярко-оранжевый) кажутся более «напряжёнными» и вызывают ассоциации силы, энергичности. «Напряжённость» цвета резко падает с потерей насыщенности (например, бледно-розовый цвет кажется чрезвычайно анемичным).

Для эстетической выразительности облика изделия немаловажное значение имеет фактурная отделка. Обрабатываемые поверхности изделия могут быть глянцевыми (зеркальное отражение), матовыми или шероховатыми (диффузное отражение), полуматовыми или полуглянцевыми. Наиболее полно и красиво цвет выявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере маскирует цвет. Матовая фактура широко используется в современных интерьерах. Она скрывает нюансы формы при рассеянном освещении. Глянцевая фактура используется при окраске автомобилей – блики, получающиеся на гранях формы, выгодно подчёркивают структуру объема и рисунок машины. В то же время блики на оборудовании в цеху могут вызывать слепимость и быть причиной травматизма, вести к снижению производительности труда.

Роль цвета в художественном конструировании изделий, фото 3

Связь цветового решения изделия с условиями среды – один из важнейших факторов деятельности человека. Чтобы создать благоприятные условия (среду), необходимо учитывать множество различных требований: цветовой климат окружения и микроклимат производства, взаимосвязь естественного и искусственного освещения, шумность, пыльность и другие факторы. Во всех случаях при выборе цветов для окраски помещений, оборудования и отдельных изделий ставится задача компенсировать недостатки среды, максимально используя различные свойства цвета. Так, известно, что при слабых освещениях холодные цвета кажутся более светлыми, чем тёплые (эффект Пуркинье); слишком тёмная окраска изделий сложной формы скрывает тени и затрудняет восприятие; изделия, воспринимаемые против света при тёмной окраске, имею вид силуэтов; изделия, окрашенные в красный цвет и освещённые зелёным цветом, кажутся чёрными; изделия, окружённые плоскостями других цветов, изменяют свою насыщенность и цветопередачу; окраска тепловых цехов в холодные цвета создаёт более благоприятный микроклимат в процессе труда.

Ещё статьи по теме

Схожие по содержанию, тематике и смысловому наполнению материалы, с которыми также неплохо было бы ознакомиться и почерпнуть из них что-то весьма интересное и полезное...

От поиска творческой идеи – шаги к успешному проекту
От поиска творческой идеи – шаги к успешному проекту

Думая о развитии оформительского искусства, агитационных и рекламных средств, всё более и более убеждаешься в том, что удачи художника – это результат прежде всего нетрадиционного поиска, эксперимента, необычного взгляда на, казалось бы, привычные вещи. Не всегда можно с уверенностью сказать о найденном как об успехе, однако только поиск приводит к нему…

Зрительное восприятие при проектировании цветового оформления
Зрительное восприятие при проектировании цветового оформления

Глаз, зрительный нерв и зрительный центр головного мозга составляют физиологическую основу органов зрения человека. Глаз, это чудо природы – до 90% информации человек получает через орган зрения. В процессе зрительного восприятия пространства человек испытывает ощущение цвета, т.е. видит конкретный цвет…

Начала современного дизайна – системы формирования среды
Начала современного дизайна – системы формирования среды

Слово «Дизайн» употребляется практически всеми кругами нашего общества. «Какой дизайн!» обыденное сегодня восклицание подростков, да и зрелых людей при виде иномарок. При разговоре о денежных знаках отмечают лаконичный, строгий или архаичный дизайн. Многие молодые, а также люди с жизненным опытом желают «заниматься дизайном, работать в дизайне»...

Сотрудничайте с нами и получайте % от заказа

Вы имеете возможность передать нам выполнение любого заказа, получив вполне заслуженное вознаграждение в размере суммы — от 10 до 20% комиссионных итоговой стоимости каждого переданного студии проекта

Cайт NakedArt.ru использует файлы cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных